3.2. РАВНОДЕНСТВИЯ МАТФЕЯ ВЛАСТАРЯ И СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - Математическая хронология библейских событий - Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко - Церковная история - Право на vuzlib.org
Главная

Разделы


История Киевской Руси
История Украины
Методология истории
Исторические художественные книги
История России
Церковная история
Древняя история
Восточная история
Исторические личности
История европейских стран
История США

  • Статьи

  • «все книги     «к разделу      «содержание      Глав: 159      Главы: <   115.  116.  117.  118.  119.  120.  121.  122.  123.  124.  125. > 

    3.2. РАВНОДЕНСТВИЯ МАТФЕЯ ВЛАСТАРЯ И СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

        Мы уже  говорили,  что  в  "Собрании  святоотеческих  правил"

    Матфея Властаря содержится неточная теория весеннего равноденствия

    -- Властарь считает (в XIV веке), что  равноденствие  смещается  со

    скоростью 1  сутки  за  300  лет.  В  действительности,  истинная

    скорость смещения равноденствия составляет 1  сутки  примерно  за

    128 лет (в юлианском календаре). Кроме того, современную ему дату

    весеннего равноденствия в 1333  году,  Властарь  указывает  также

    неправильно: 18 марта вместо истинного  12  марта  (напомним  еще

    раз, что весеннее равноденствие в начале XIV века было 12 марта).

        Однако хронология в книге Властаря основана исключительно  на

    датах  весеннего  равноденствия!  Следовательно,   эти   даты  --

    ошибочны.Властарь часто не приводит прямых  дат  --  он  указывает

    только дату весеннего  равноденствия  во  время  события  и  дает

    отдельно таблицу дат весеннего равноденствия в годам от Адама (от

    сотворения мира). Вот эта замечательная таблица.

          "4156 ( = 1351 год до н.э.) -- 27 марта, александрийский

                                                  полдень;

           4456 ( = 1051 год до н.э.) -- 26 марта;

           4756 ( = 751  год до н.э.) -- 25 марта;

           5056 ( = 451  год до н.э.) -- 24 марта;

           5356 ( = 151  год до н.э.) -- 23 марта (на самом деле, равно-

                                              денствие  было 24 марта);

           5656 ( = 148  год н.э.) -- 22  марта  (истинное  --  21 марта);

           5956 ( = 48   год н.э.) -- 21  марта  (истинное  --  19 марта);

           6256 ( = 748  год н.э.) -- 20  марта  (истинное  --  17 марта);

           6556 ( = 1048 год н.э.) -- 19  марта  (истинное  --  14 марта);

           6856 ( = 1348 год н.э.) -- 18  марта  (истинное  --  12 марта).

           В годы Навунасара, -- пишет далее Матфей Властарь, --

    равноденствие было вечером 25 марта, в годы же Филиппа Арифея

     -- в полдень 24 марта, во дни же, когда Христос своею смертью

    смерть умертвил -- в полночь на исходе 25 марта. Когда же отцы

    составляли пасхалию, равноденствие было 21 марта. Ныне же оно 18

    марта." [360], состав П, глава 7; 11.

        Итак, по своей шкале равноденствий Матфей Властарь дает  пять

    основных хронологических вех древней и средневековой истории:

          1)  Правление  Навунасара  =  Набонассара,   правителя

    Ассирии; считается, что "эра Набонассара" началась в 747 году  до

    н.э. [195]. Возможно, впрочем, что  имеется  в  виду  Набополассар,

    правление которого относится к концу VII века до н.э..

          2)  Правление   Филиппа   Арифея   (эпоха   Александра

    Македонского); т.е.,по Скалигеру, -- середина IV века до н.э.

          3) Время страстей Христа (Воскресения).

          4)  Время  составления  пасхалии  (традиционно  --  на   1-м

    Вселенском Соборе, хотя  сам  Властарь  об  этом  определенно  не

    говорит).

          5) Время самого Матфея Властаря -- первая половина XIV  века

    н.э.(1333 год).

        Если обратиться теперь к таблице равноденствий, приведенной в

    книге  Властаря,  и  посмотреть  --  когда  (согласно  "астрономии

    Властаря",т.е. 1 сутки за 300 лет) равноденствие было в указанные

    Властарем для событий 1-5 дни,то получим:

          1) Навунасар (равноденствие по Властарю 25 марта): от 900 года

                  до н.э. до 600 года до н.э.

          2)  Филипп  Арифей  (равноденствие  по  Властарю   24

              марта): от 600 года до н.э до 300 года до н.э.

          3)  Страсти  Христа  (равноденствие  по  Властарю  23

              марта): от 300 года до н.э. до 0 года н.э.  (т.е.  до

              начала н.э.).

          4) 1-й Вселенский Собор, составление пасхалии (равноденствие по

              Властарю 21 марта): от 300 года н.э. до 600 года н.э.

          5) Матфей  Властарь  (равноденствие  по  Властарю  18

             марта): от 1200 года н.э. до 1500 года н.э.

        Сразу отметим очень хорошее согласование с  принятой  сегодня

    скалигеровской версией хронологии: все скалигеровские даты  (этих

    событий) находятся внутри  приведенных  (по  Властарю)  временных

    границ, кроме, правда, даты страстей Христовых -- по Скалигеру она

    должна быть около 30 года н.э., а таблица равноденствий  Властаря

    дает верхнюю границу в 1 году н.э.

        С другой стороны, хронология  равноденствий  Матфея  Властаря

    мало того, что основана на совершенно  неверной  теории  весеннего

    равноденствия, она противоречит всем им же самим приводимым явным

    датам, за исключением лишь дат его собственных  лет  жизни!  (Еще

    раз поясним, что Властарь приводит  не  только  неправильные  дни

    равноденствий, но и пользуется  неправильным  значением скорости

    точки весны: 1  сутки  за  300  лет  вместо  примерно  128  лет).

    Властарь дает явные даты в годах от Адама только для трех из пяти

    перечисленных выше событий:

     -- для года страстей Христовых: 5539 от Адама,  т.е.  31  год

    н.э.;

     -- для времени составления пасхалии --  после  743  года  н.э.

    (см. главу 1, п.5);

     -- для своего времени: 6441 от Адама, т.е. 1333 год н.э.

         Но по его же таблице равноденствий страсти Христовы не могли

    быть позже 1 года н.э., а составление пасхалии не могло быть позже

    600 года н.э. И только для своего времени Властарь дает непротиворе-

    чивые указания.

        Перед нами явно  итог  незавершенной  работы  по  составлению

    хронологии,  в  которой   еще   не   устранены   даже   очевидные

    противоречия.  Ясно,  что  эта  работа  действительно  велась   в

    Константинополе в XIV веке, но до  ее  завершения  и  канонизации

    было еще очень далеко. Работа была прервана, вероятно, в связи  с

    падением Византийской империи и потому осталась незавершенной. Ни

    дата Рождества Христова, ни другие даты церковной истории  так  и

    не были  канонизированы  Православной  церковью  в  Византии  (до

    падения  Византии  в  XV  веке).  Сегодня  ясно,  что  это   было

    отражением  трезвого  взгляда  специалистов  Константинополя   на

    тогдашнее состояние хронологии. Вероятно,  они  даже  не  ставили

    пока вопроса о канонизации, рассчитывая  продолжить  и  завершить

    свою работу. Однако частные лица  могли  иметь  свои  взгляды  на

    хронологию,  не  свободные,  как  мы  видим  на  примере   Матфея

    Властаря, от серьезных противоречий. И.А.Климишин пишет:

          "Что же касается Восточной церкви, то она, по свидетельству

          Э.Бикермана, избегала пользоваться ею (эрой от Р.Х.), так как

          споры о дате рождения Христа продолжались в Константинополе

          до XIV века. Впрочем, по-видимому, бывали исключения. Так, в

          таблице дат Пасхи, составленной в IX веке, на весь 13-й Индик-

          тион (877-1408) Иоанном Пресвитером (т.е. священником Иоанном

          -- Авт.) рядом с годом от сотворения мира, кругами Солнца и Лу-

          ны, эпактами проставлен также и год от Рождества Христова".

          [195], стр.250.

        Согласование этой, незавершенной и противоречивой  хронологии

    с принятой сегодня версией Скалигера показывает, что  именно  она

    благодаря трудам Скалигера и его школы легла в  основу  привычной

    нам  сегодня  хронологической  шкалы  древней   и   средневековой

    истории. Рис.5.4 показывает в сравнении:

          а)  современную  версию   хронологии   (фактически   --

    скалигеровскую),

          б) исходную хронологию равноденствий Матфея Властаря,

          в) равноденственную хронологию Властаря  после исправления

             в ней только одной из двух его ошибок в теории весеннего

             равноденствия -- скорости смещения точки весны,

          г) хронологию равноденствий Матфея Властаря после исправления

             обоих его ошибок -- как скорости смещения точки весны,

             так и ошибки на 6 дней в определении современного ему

             равноденствия.

         ЗАМЕЧАНИЕ.

          Нельзя   не   отметить   в   пункте    (в)    замечательное

    обстоятельство: при указанной "датировке по равноденствию"  время

    жизни самого Матфея Властаря "уезжает вниз" в VI век  н.э.,  т.е.

    ИМЕННО ТУДА, куда  сегодня  "помещен"  хронолог  Дионисий  Малый.

    Напомним здесь нашу гипотезу:  не  приписан  ли  Дионисию  Малому

    какой-либо вариант текста Матфея Властаря?

        Хорошо видно, что хронология Скалигера ( = наша  современная,

    общепринятая  версия)  является  "смесью"   исходной   хронологии

    равноденствий Матфея Властаря и его же хронологии равноденствий с

    исправлением только одной из двух его ошибок (см. второй и третий

    столбцы на рис.5.4  и  сравните  их  с  первым  столбцом).

    Правда, Скалигер "уточнил" все датировки, доведя  их  до  указания

    года, месяца, числа, а иногда  и  часа  дня.  Современная

    историческая наука  с  серьезным  видом  упоминает  лишь  годы  из

    датировок Скалигера. Полные же его "даты" можно найти в хрониках XVII

    века ( например, в  [179]).  При  этом,  скажем,  в  случае

    Набонассара Скалигер уточнил дату в пределах промежутка времени  по

    исходной хронологии  равноденствий  Властаря,  а  для  датировки

    страстей Христовых воспользовался "полуисправленной" хронологией

    Властаря.  Самого же Матфея Властаря он "раздвоил": первый экземпляр

    Матфея Властаря ( = оригинал) он оставил  на  месте  (согласно

    исходной хронологии равноденствий -- см. 2-ой столбец на

    рис.5.4), а второй экземпляр Матфея Властаря он превратил в

    Дионисия Малого и отпра- вил его в VI век н.э. (по "полуисправленной

    хронологии", см.  3-й столбец на рис.5.4).

        Отметим,    что    "полностью    исправленная"     хронология

    равноденствий Матфея Властаря помещает  самое  древнее событие  --

    правление Набонассара (Навунасара) в IV-V века н.э.  (!),  а  для

    1-го   Вселенского   Собора дает   промежуток,   согласующийся   с

    полученной нами выше независимой датировкой (конец IX века н.э.).

        Но даже и эта "полностью  исправленная"  хронология  Матфея

    Властаря сильно удлинена по сравнению с правильной хронологией

    событий. Хотя и не в такой степени, как скалигеровская.  Другими

    словами, хотя хронология Властаря и намного исправнее, чем

    скалигеровская хронология, она все  же ошибочна и слишком длинна.

    Тем более ошибочны  к его "неисправленной"  и "полуисправленной"

    версии, которые, как мы видим, и были положены   в основу дожившей

    до наших дней хронологической версии-традиции Скалигера-Петавиуса.

    «все книги     «к разделу      «содержание      Глав: 159      Главы: <   115.  116.  117.  118.  119.  120.  121.  122.  123.  124.  125. > 





     
    polkaknig@narod.ru ICQ 474-849-132 © 2005-2009 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт.