1.15. ГРИГОРИАНСКАЯ РЕФОРМА КАЛЕНДАРЯ - Математическая хронология библейских событий - Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко - Церковная история - Право на vuzlib.org
Главная

Разделы


История Киевской Руси
История Украины
Методология истории
Исторические художественные книги
История России
Церковная история
Древняя история
Восточная история
Исторические личности
История европейских стран
История США

  • Статьи

  • «все книги     «к разделу      «содержание      Глав: 159      Главы: <   101.  102.  103.  104.  105.  106.  107.  108.  109.  110.  111. > 

    1.15. ГРИГОРИАНСКАЯ РЕФОРМА КАЛЕНДАРЯ

        В конце XVI века пасхалия, которой до того  пользовались  вся

    христианская церковь, в Ватикане была изменена. Это изменение

    связано с именем  папы Григории XIII и известно сегодня как

    знаменитая григорианская  реформа календаря  -- хотя  на самом деле

    это была прежде всего РЕФОРМА ПАСХАЛИИ. Григорианская реформа была

    осуществлена на основе проекта итальянского врача и математика

    Луиджи Лилио.  "Побочным" результатом этой реформы было

    возникновение григорианского гражданского календаря, который

    впоследствии в разное время был принят во всех европейских странах.

    Он известен сегодня как "новый стиль" (в отличие от "старого стиля"

    или юлианского календаря).

     После григорианской реформы православные и католики стали

    праздновать Пасху в разные дни.

       Григорианская реформа 1582 года состояла в следующем:

    1) были изъяты 10 дней -- после 4 октября 1582 года  перешли  сразу

    на 15 октября;

    2) было принято считать простыми, а не високосными те кратные ста

    года, число сотен в которых не делится на 4.

        Таким образом, григорианский календарь  "обгоняет"  юлианский

    на 3 дня каждые 400 лет. К настоящему времени разница между  ними

    составляет уже не 10, а 13 дней.

       Григорианская реформа прямо связана  с  датировкой  Никейского

    Собора. Изъятие 10 дней было предписано папой с целью "подогнать"

    календарь таким образом, чтобы весеннее равноденствие приходилось

    в календаре на то же число марта, на которое оно  приходилось  во

    время канонизации пасхалии на Никейском Соборе. Изъятые 10 дней --

    это расчитанная величина смещения точки  весеннего  равноденствия

    от IV века (предполагаемой папой датировки Никейского Собора)  до

    1582 года, когда проводилась реформа. На самом же деле, для того,

    чтобы достичь указанной цели, папе  Григорию  XIII  следовало  бы

    изымать не 10, а 5 или 6  дней,  поскольку  канонизация  пасхалии

    произошла не ранее конца VIII века.

        Вообще, для понимания григорианской  реформы  и  ее  связи  с

    пасхалией  и  датировкой  Никейского  Собора  надо  прежде  всего

    избавиться   от   распространенного   предрассудка    о "правильном

    григорианском календаре". В сознании  людей прочно укоренилось

    представление чисто пропагандистского характера о том, что

    "правильный" календарь -- это григорианский, потому что средняя

    длительность года в нем очень близка к тропическому году. Другими

    словами, в нем весеннее равноденствие неподвижно -- всегда 21 марта.

    На самом же деле привязка весеннего равноденствия к 21 марта (и

    вообще -- к какому-либо определенному числу календаря) никакого

    практического или научного значения не имеет. Более того, она

    приводит к определенным практическим неудобствам, связанным с

    неизбежной неравномерностью исторической шкалы, основанной на таком

    календаре.  (Недаром при астрономических расчетах  до сих

    пользуются юлианским календарем.)

        Более того, во время самой григорианской реформы

    вопроса о подобной "правильности" календаря (в смысле равенства

    средней длительности календарного и длительности тропического

    годов) даже и не возникало!  Рассматривался тот же вопрос, что и у

    Матфея Властаря --  о правильности пасхалии,  о ее соответствии

    положенным в ее основу церковным правилам. Причем никаких новых

    данных со времен Властаря на эту тему не появилось. Снова

    обсуждалось  нарушение 4-го правила о пасхе (см. выше).

    Папой была поставлена задача -- исправить календарь так, чтобы

    пасхалия стала снова такой же, как и во времена Никейского собора.

    Но для того, чтобы календарь раз и навсегда удовлетворил сразу всем

    четырем правилам о Пасхе, необходимо было  изменить его так, чтобы

    в нем стало неподвижным  не  только весеннее равноденствие, но и

    первое весеннее  полнолуние.  Папа Григорий XIII это прекрасно

    понимал и именно  такая, двоякая цель недвусмысленно   выражена им

    в специальной   булле   "Inter grabissimas" от 24 февраля 1582

    года. Это была та самая булла, которая  вводила, под угрозой

    отлучения от церкви, реформированный календарь.

        Но  задача исправления пасхалии, в том виде, как она

    сформулирована в булле, неразрешима!  Дело в том, что весеннее

    равноденствие и первое весеннее полнолуние сдвигаются по числам

    календаря С РАЗНОЙ СКОРОСТЬЮ.  Поэтому  раз  и навсегда остановить

    их за счет изменения  средней длины календарного года  --

    невозможно.  Что, конечно, сразу же и дало себя знать после

    григорианской реформы:  первое весеннее полнолуние

    начало смещаться в григорианском календаре в полтора раза быстрее,

    чем в юлианском и более того -- в другую сторону.  В итоге, в

    качестве платы за буквальное соблюдение 4-го правила,  в

    григорианской пасхалии оказалось нарушенным 2-е (апостольское)

    правило о Пасхе.

        Приведем текст папской буллы 1582 года по цитате в [195]:

          "В  специальной булле Inter grabissimas ("Среди важнейших")

          от 24 февраля 1582 года папа говорит следующее: "Было заботою

          нашею не только восстановить равноденствие на издревле

          назначенном ему месте, от которого со времени Никейского

          Собора оно отступило на десять дней приблизительно, и XIV

          луне (церковное обозначение полнолуния) вернуть ее место, от

          которого она на четыре и пять дней отходит (?! -- в XVI веке

          эта разница, как легко проверить, составляла от  одного  до

          трех  дней  -- Авт.), но и установить также способ и правила,

          которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и

          XIV луна со своих мест никогда не сдвигались ... А посему с

          целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место,

          каковое отцы Никейского Собора установили на 12-й день перед

          апрельскими  календами (21 марта), мы предписываем и

          повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 года,

          чтобы десять дней, от третьего дня перед нонами (5 октября)

          до кануна ид (14 октября) включительно, были изъяты." Так

          весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, "на свое

          место". А чтобы ошибка далее не накапливалась, было решено из

          каждых 400 лет выбрасывать трое суток". [195], стр.216.

          Текст папской буллы  производит  странное  впечатление.  Он

    содержит сразу две ошибки астрономического характера.  Во-первых,

    неверно   указана   разница   между   пасхальными   и   истинными

    (астрономическими) полнолуниями, набежавшая к концу XVI  века.  А

    во-вторых,  в   булле   поставлена   заведомо   неразрешимая   (с

    математической и с астрономической точки зрения) задача исправить

    календарь так, чтобы в нем "равноденствие и  XIV  луна  со  своих

    мест никогда  не  сдвигались".  Как  было  отмечено,  эта  задача

    неразрешима потому, что дата весеннего  равноденствия  и  метонов

    цикл полнолуний (XIV  луна)  сдвигаются  с  разной  скоростью  и,

    следовательно, остановить их одновременно (теми средствами,

    которые предполагаются в булле) невозможно. Для того, чтобы сделать

    это, пришлось бы придумать весьма экзотический календарь со

    вставными днями в марте, не имеющими номера (или что-нибудь в

    таком роде).

           Отметим, что ни одну из этих двух  ошибок, содержащихся в

    булле, не мог сделать настоящий квалифицированный математик (или

    астроном) XVI века.  Может быть Л.Лилио -- консультант папы

    Григория, -- был не "врачом и математиком", а только врачом?

          Обратите внимание, что в булле папа выражает уверенность, что

    весеннее равноденствие во времена Никейского Собора приходилось на

    21 марта. Откуда это известно?  Ведь "подлинный текст Никейского

    постановления не сохранился. Его не было в константинопольском

    архиве уже в начале V века" [360], стр.212.  По-видимому, --

    это вывод, сделанный консультантами папы Григория в резултате

    изучения самой пасхалии.

       И в самом деле,  согласно пасхалии, наиболее ранняя христианская

    пасха приходится на 22 марта, а самое раннее весеннее полнолуние (

    = иудейская пасха) -- на 21 марта.  Следовательно, исходя из

    определения дня пасхи, можно заключить, что во времена Никейского

    собора принятая тогда  дата весеннего равноденствия была НЕ

    ПОЗДНЕЕ, чем  21 марта.  По-видимому, из этого традиционно делался

    вывод о том, что отцы Никейского Собора считали датой равноденствия

    ИМЕННО 21 марта. Такой вывод делает и Матфей Властарь в XIV веке

    [360], лист 190.

        Но, во-первых, из пасхалии такой вывод, строго говоря, не

    следует. Из нее следует лишь то, что во времена Собора,

    установившего пасхалию, считали, что весеннее равноденствие

    происходит не позднее, чем 21 марта.

    Во-вторых, дата весеннего равноденствия, найденная еще очень

    несовершенной наукой того времени, могла сильно отличаться от даты

    истинного астрономического равноденствия!  В этом нет ничего

    удивительного.  Например, Матфей Властарь в XIV веке (!) указывает

    современное ему весеннее равноденствие с ошибкой около 6 (!) дней

    (а именно -- 18 марта вместо истинного 12-го марта).  Такие ошибки,

    даже и в XIV веке, -- легко объяснимы. Дело в том, что весеннее

    равноденствие -- это довольно сложно определяемое астрономическое

    событие. Его измерение требует специальных астрономических приборов

    и (в средние века) многолетних наблюдений. Поэтому нет ничего

    удивительного в том, что дату весеннего равноденствия  даже и в

    позднее средневековье определяли весьма и весьма неточно.  Беда в

    том, что если неточно определенное весеннее равноденствие было

    использовано для датировки времени его определения, то ошибка в

    такой дате может составить сотни и даже тысячи лет!

          По-видимому, именно с таким примером огромной ошибки в

    датировке "по весеннему равноденствию" мы и сталкиваемся в случае

    скалигеровской  датировки Никейского собора, канонизировавшего

    пасхалию. Напомним, что Скалигер датировал этот собор IV веком

    н.э.

          В основе скалигеровской "датировки" по-видимому, лежали

    следующие соображения.

          1) Самая ранняя Пасха приходится на 22 марта, следовательно,

    днем весеннего равноденствия на Никейском соборе считали 21 марта

    (именно так рассуждает, например, Матфей Властарь в XIV веке).

          2) Истинное (астрономическое) весеннее равноденствие

    приходилось на 21 марта в III-IV веках н.э. Следовательно, в это

    время и состоялся Никейский Собор.

          Но если первое из приведенных соображений  сомнительно

    (или попросту неверно: дело в том, что оно не следует из пасхалии),

    то второе соображение также вполне может быть ошибочным, поскольку

    предполагает, что на Никейском Соборе знали день весеннего

    равноденствия СОВЕРШЕННО ТОЧНО! В то время как даже в XIV веке этот

    день указывался иногда с грубейшей ошибкой в 6 суток.

          Таким образом, традиционная "датировка" повисает в воздухе --

    под ней просто нет никакого реального фундамента.

    «все книги     «к разделу      «содержание      Глав: 159      Главы: <   101.  102.  103.  104.  105.  106.  107.  108.  109.  110.  111. > 





     
    polkaknig@narod.ru ICQ 474-849-132 © 2005-2009 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт.